Опыт випассаны

Апрель 27th, 2012 | Posted by Вастувед in Что-то еще, связанное с васту

"Когда ум останавливается, душа погружается в собственное сияние. В остальное время наблюдатель отождествляет себя с тем, что видит". Патанджали, Йога-сутры, 2 век до н.э.

Опыт випассаны индивидуален – как нет одинаковых людей, так и нет одинаковых переживаний. Благодаря випассане восприятие пространства, питание, отношения с близкими, вообще вся наша жизнь, становится много более осознанным процессом, и это повышает качество жизни в сотни раз!

Свой опыт прохождения випассаны я описала сразу после приезда с курса в мае 2011 года, так как на самом курсе нельзя пользоваться ручкой и бумагой и вести дневник. Изложить на бумаге свои переживания и наблюдения меня побудило несколько причин. Во-первых, запечатлев собственный опыт, мы сохраняем самые ценные знания – приобретенные самостоятельно. Обращаясь к этому тексту, знания оживают снова и снова, помогая настраивать свою жизнь на гармоничный лад. Еще я написала этот текст для всех тех, кто был со мной, помогал во время курса и до него, а также для тех, кто собирается поехать на випассану и пройти свой первый 10-дневный курс. Возможно, мой опыт будет для вас полезен и откликнется в глубинах подсознания тогда, когда это будет нужно.

Каждый день курса был полон открытий – 10 дней, насыщенных моими собственными мини-сатори, мини-просветлениями! Временами казалось, что я смотрю 10-серийный увлекательнейший фильм с элементами триллера, комедии, психологической драмы, любовного романа, фильма ужаса и детектива. Скажу честно, что никогда еще в моей жизни 10 дней в полном молчании и однообразии внешних действий не проходили так увлекательно и захватывающе. Но обо всем по-порядку.

Первый день

Подъем в 4 утра, 2,5-часовая медитация в зале. Ум скачет как обезьяна, мысли приходят из ниоткуда. Мысли совершенно не связанные между собой. Кажется, что сконцентрироваться даже на несколько вдохов-выдохов невозможно. Очень хотелось спать, время тянулось долго. Весь первый день прошел под знаком борьбы со сном. Было тяжело и некомфортно сидеть. Все мешало. В первые дни необходимо было наблюдать естественное дыхание. Кажется, что дышать естественно не получается. Происходит примерно так, как если Вам скажут: «Не думайте о белом слоне», Вы начинаете думать именно о белом слоне.

Весь курс ведет Гоенка: перед медитациями студенты слушают его объяснения и наставления на английском языке с переводом. А помощники Учителя сидят на возвышении перед медитирующими. Их присутствие очень важно. И если у вас возникают какие-то вопросы касательно техники и практики, обязательно обращайтесь с вопросами к учителю. Было несколько ситуаций, когда казалось, что я стою перед неразрешимым вопросом, который ставит всю практику в тупик и делает ее неэффективной. В такие моменты особенно важно пообщаться с учителем. Сформулируйте ваш вопрос и смотрите учителю в глаза, когда его задаете. Когда слушаете ответ, настраивайте все ваши ощущения на голос учителя. Тогда в независимости от того, что именно он вам ответит, вы поймете ответ. Это происходит потому, что во время того, когда вы задаете вопрос, учитель «настраивается» на вас и на вашу проблему и так же передает на энергетическом уровне вам ответ. Меня, ответы Сары почти ни разу не устроили на уровне смысла, то есть мой ум был неудовлетворен. Но по ощущениям, я понимала, что все хорошо и просто надо практиковать дальше, так как говорит Учитель. И все получалось!

Второй день

Не понятно, что означает осознавать дыхание. Что значит внимание? Занимаюсь утром в комнате. Мне повезло, две мои соседки каждый день уходили заниматься в зал, так что у меня была возможность каждое утро заниматься в комнате в одиночестве. Борьбы со сном уже как таковой нет. Задача – удерживать внимание на носогубном треугольнике как можно дольше. То есть концентрировать ум. Оказывается, что это довольно сложно, поначалу кажется даже невозможным провести медитацию без мыслей. Однако под конец курса окажется, что это более чем реально час просидеть без мыслей, концентрируясь только на ощущениях. До сих пор есть трудности с естественным дыханием. В груди, в области солнечного сплетения как-будто какое-то препятствие, клапан, затычка, барьер, который приходится преодолевать насильно, чтобы вдохнуть нормально и выдохнуть до конца. Под конец курса у меня в груди будет такая свобода и легкость, дыхание станет таким тихим, мягким, во время медитаций почти что невидимым и неощутимым.

Третий день 

Нужно осознавать ощущения на области носогубного треугольника, а уже не дыхание. Это для меня большой вопрос, который я пытаюсь решить: что такое ощущения? В чем же разница между ощущением, осознаванием и вниманием? Приходит понимание, что ощущение – это в основном ощущение давления. Так, если надавить пальцем на область над верхней губой, то почувствуется в итоге давление. На солнце чувствуются лучи на коже и тоже это ощущение давления. Приходит осознание того, что наше внимание так же материально, как лучи солнца и даже более весомо. Кажется, что помещая внимание на определенный участок тела, его вес и ощущения на нем меняются. Хотя помощники Учителя, Сара и Йорген, говорят о том, что это распространенное заблуждение, что люди меняют ощущения. Вопрос пока остается открытым, я остаюсь при своем мнении. Ответ придет чуть-чуть позже…

Наблюдая ощущения абсолютно четко осознаю, что они постоянно меняются. Для меня это выражается в том, что ощущение легкого покалывания (как-будто легкого тока) небольшим пятном перемещается, блуждает и постоянно меняет форму в пределах наблюдаемого участка над верхней губой. Наблюдение ощущения над верхней губой кажется мне довольно скучным занятием, поэтому, когда говорят, что старые студенты уменьшают участок осознавания ощущений до минимума – я начинаю его сужать. Мне хочется понять, можно ли сузить восприятие ощущения до точки. Получается осознавать ощущения на вертикальной впадинке на участке над верхней губой прямо под носовой перегородкой. Но осознавать долго ощущения на маленьком участке не получается – всего 3-5 секунд, потом это кажется очень тяжелым и я снова возвращаюсь к большему участку над верхней губой или к осознаванию дыхания.

Первые три дня (особенно первый и второй) болела голова. Как объяснил Гоенка – это связано с началом «операции» на уме и с началом выхода санкхар.

Четвертый день

В первой половине дня осознаем ощущения на более маленьком участке (только над верхней губой). В середине дня дают саму технику випассаны. В этот момент в сознании опять случается кризис и длится до утра пятого дня.

Так как мне до сих пор не понятно было, что же такое ощущение, внимание и осознавание, я решила просто сделать упражнение по принципу Адушкина: «цель упражнения – сделать упражнение». Этот принцип пришлось применить во время 10-дневного курса несколько раз во время критических «затыков» мозга, когда он пытался мне сообщить что-то типа «не знаю как ты, а мне кажется, что практика эта фиговая, это тебе не понятно, это не работает, а это вообще не ясно, зачем тебе нужно» И вот я начинаю сканировать тело так как говорит Гоенка – двигать внимание. Я помещаю внимание на макушку и двигаю его по голове – ну двигаю и двигаю. А вот когда мое внимание стало перемещаться на лбу, то тут я поняла, что испытываю ощущения.

Дальше возник следующий вопрос – ну мозгу ведь неймется: «Не понятненько, а нужно ли распознавать ощущения?» То есть я осознаю, что есть несколько стадий в распознавании и осознавании ощущений – просто поместить внимание на какой-то участок, почувствовать ощущения и распознать их. Вот я помещаю внимание на поверхность правой коленки, вот чувствую ощущения, а потом пытаюсь определить, а что я чувствую: вот прикосновение одежды, вот прикосновение воздуха, вот здесь есть еще натяжение кожи, вот здесь напряжение, а вот здесь чуть поглубже болит. При этом для того, чтобы распознать ощущения, мне нужно знать, что там есть одежда, есть воздух, может быть напряжение и т.д. Меня начинает напрягать такая необходимость распознавать ощущения. Это кажется не естественным. А Гоенка все повторяет и повторяет, что это могут быть любые ощущения – жар, холод, влажность, сухость, покалывание, пульсация, вибрация, напряжение, боль, давление, онемение и т.д. Сара на мой вопрос отвечает, что распознавать ощущения, то есть навешивать на них определенный ярлык, не нужно. То же в принципе говорит и Гоенка, что есть ощущения, которые мы не можем распознать. Этого и не надо делать. Я перехожу к тому, что продолжаю помещать внимание на участок за участком и осознавать ощущения, не распознавая их. Это похоже на то, как будто я двигаю по телу волшебную рамку внимания. Как только я помещаю ее на определенный участок, в ней проявляются ощущения. В результате сканирования тела без распознавания ощущений, а только с их опознаванием, я понимаю, что все мое тело – это не что иное как легкий ток, легкие покалывания или мурашки. Через одну-две медитации я понимаю, что это вибрации. Что все мое тело – это поток вибраций. Именно поток, так как они все время меняются.

Вечером четвертого дня Гоенка на своей лекции рассказывает о том, что Будда открыл, что человек состоит из субатомных неделимых частиц – каллап, которые возникают и исчезают с огромной скоростью. До этого он приводит пример электрического тока – что мы видим его как непрерывный свет, а на самом деле это поток возникающих и исчезающих с огромной скоростью частиц. «Но ведь свет не берется из ниоткуда,» – говорит Гоенка. Нам приходят счета за электричество – эти частицы питаются энергией бегущей воды, полезных ископаемых, ветра, которые превращены в электрическую энергию.

Пятый день

За обедом пятого дня понимаю, что если я – это поток возникающих и исчезающих каллап, то я тоже питаюсь. Понятно, что пищу для возникающих каллап дает собственно еда, которую мы едим. И вода, которую мы пьем. Мы также не можем без воздуха, значит и воздух тоже является пищей для каллап. Но еще есть солнце, то есть свет. Без солнца нет жизни. И наши каллапы перенимают те вибрации, которые несет нам пища. Вот почему говорят: «Мы то, что мы едим». Но в свете моего осознания получается, что «Мы то, что мы едим, пьем, думаем, чувствуем и чем мы дышим»!!!!! Становится очевидно, в чем ценность правильного питания, в особенности по принципам аюрведы (в соответствии с дошами). Понятно, почему так полезно питаться сезонными продуктами из своего региона – они соответствуют законам, по которым живет окружающая человека природа. Понятно, почему вредны всякие пищевые добавки, консерванты, нитраты – они несут нашим каллапам информацию о ложных, неестественных вибрациях. Также становится очевиден принцип действия гомеопатии. Эти лекарства содержат вибрации растений (и пр.) в очень малых дозах, содержать информационный код. Каллапы принимают этот код и перенимают эти вибрации. А как полезен мед – это эссенция божественных, природных вибраций.

На уровне ощущений я понимаю, насколько хорошо пить чистую воду из родника, жить ближе к природе, дышать чистым воздухом, жить в квартире или в доме с благоприятными вибрациями. Мы становимся частью того окружения, в котором живем!!!!!

Ну Гоенка конечно же расскажет о моем гениальном открытии на лекции в этот же день. Но он говорит о том, что есть 4 источника пищи для каллап – еда (воду он, видимо, автоматически сюда включает), воздух (количество солнечной радиации он также почему-то включает в понятие воздуха), ощущения и мысли.

Пятый день стал переломным. Мне стало казаться, что моя практика ни к чему не приводит – нет никаких откровений, никаких открытий, я поняла, что могу вернуться домой такой же, как и уехала, что внутренней работы как таковой не произодится. Гуляя после обеда, я решила составить мой план запросов для випассаны (несмотря на то, что глобальный запрос на випассану у меня был). Многие из пунктов казались просто неразрешимыми. Но как только внятный и логичный запрос формируется, он остается в мозгу. И мозг постепенно в ходе практики находит варианты решений.

Вот мой план:
- что такое ощущения, как они формируются, как их осознавать
- что такое желания, как их распознавать
- как избавиться от страданий
- как в нашей голове формируются стереотипы и как их преодолеть
- что такое необусловленная любовь, как ее почувствовать и в чем отличие от того, что я привыкла считать любовью (основанной на привязанности)
- что такое любовь к себе (не эгоизм и не самолюбование)
- как распознать мое предназначение, в чем оно, чем мне стоит заниматься по жизни
- еще пара личных вопросов, связанных с жизненными ситуациями типа «что делать и как поступить?».

На пятый день я наконец-то решилась полежать в обеденный перерыв на солнышке. Пытаясь осознать ощущения от солнечных лучей и сузить мое восприятие до точки до меня вдруг доходит, что мое восприятие ощущений уже давным-давно сузилось до точки. Просто фокусируясь в точке, остальное пространство (поверхность кожи и какая-то часть под кожей) никуда не исчезает. Это походит на то, как если смотришь на какую-то картину или рисунок (ну или поверхность) и хочешь разглядеть какой-то очень маленький объект или часть объекта (малого размера), то фокусируешь все внимание на нем, он становится гораздо более отчетливым, резким, но остальное пространство вокруг него никуда не девается. Оно просто остается не в фокусе и продолжает окружать «точку внимания».

Я осознаю, что наше внимание внутри, наш ощущательный взгляд внутри работает по такому же принципу, как и наше внимание, когда мы направляем его в зрительный центр. При этом внимание имеет определенный ограниченный вес или объем, который может быть сфокусирован, направлен в одни из пяти «ворот восприятия», формирующих наши 5 чувств – зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. На самом деле все эти чувства суть одно – наше внимание, направленное в определенный улавливающий (чувствительный) орган. Вы это можете очень легко проверить. Попробуйте смотреть на что-то очень внимательно (например, на себя в зеркале), направьте на свое отражение все ваше внимание. А теперь попробуйте продолжая внимательно смотря на себя в зеркале услышать звуки вокруг. Или почувствовать вкус на языке. Или ощущения на макушке или в стопе. Чувствуете эффект?! Часть внимания уходит от глаз.

Шестой день

На шестой день происходит самое главное открытие випассаны для меня – это то, что эмоции также можно рассмотреть как ощущения в теле. И как только начинаешь рассматривать эмоцию – она растворяется!!!!! Это как чудо! Это можно сравнить с волшебством! Это именно то, о чем говорил Адушкин, что энергия эмоции может произвести работу в 4-х направлениях (вовне с позитивом, вовне с негативом, внутрь с негативом и внутрь с позитивом, произведя внутреннюю работу). Вот про внутреннюю работу мне было тогда не понятно, как это. А теперь стало ясно – вот она эта внутренняя работа Насколько я понимаю, при осуществлении такой внутренней работы с эмоцией организм не расходует на нее энергию, а сама энергия эмоции трансформируется, очищается, сублимируется и остается внутри тела!!! Кроме того, самое важное – это то, что концентрируясь на ощущениях, которые создаются эмоциями мы меняем матрицу, шаблон нашего поведения, можно сказать карму!

Я начинаю рассматривать эмоции, которые приходят ко мне во время медитации. Потом я дохожу до того, что я продолжаю рассматривать эмоции непрерывно. Они продолжают растворяться. И потом в дневной медитации лежа в комнате я понимаю, что для избавления от стереотипов реакции ума на определенные события (внешние раздражающие факторы – образы, звуки, запахи и пр.) и для завершения гештальтов можно применить технику вспоминания. Это мне навеяла книга соратницы Карлоса Кастанеды – Тайши Абеляр – под названием «Магический переход». Главная героиня книги применяла под руководством своей просветленной наставницы технику «вспоминание»: она вспоминала все события своей жизни, в особенности те, которые были наиболее травматичным опытом, и вспоминала в мельчайших подробностях. И когда ей это удавалось (вспомнить), то она применяла технику очищающего дыхания. Мне стало понятно, как это работает. При помощи воспоминаний мы вызываем те ощущения, которые у нас возникают как ответная реакция на какое-то внешнее событие (внешний раздражающий фактор). А применяя дыхание, которое отличается от того, которое соответствует этим ощущениям мы меняем нашу «матрицу» подсознания (реакции ума на внешние раздражители).

Итак, я начинаю вспоминать любые травматичные опыты, переживания, встречи, события, которые у меня были в жизни. Начинаю с самых болезненных. Ощущения в теле (эмоции) возникают моментально. Я со спокойным и тихим умом их рассматриваю. События, вызывающие сильные, глубокие, тяжелые эмоции приходится прорабатывать по нескольку раз, рассматривать ощущения приходится дольше (примерно 3-4 минуты) до того, как они полностью растворятся. Думаю, что в обычной жизни даже после випассаны это сделать гораздо сложнее, так как «в миру» восприятие не такое тонкое и острое и рассмотреть все составляющие возникающих эмоций (страх, гнев, ненависть, раздражение, неудовлетворенность – все это может возникать с первого взгляда как одна эмоция/ощущения, но расчленяя их они быстрее исчезают). Таким образом я «проработала» почти все травматичные воспоминания и опыты в своей жизни – Боже, какой груз свалился с плеч. И это чудо! То, что раньше доставляло невыносимую боль, заставляло все существо сжиматься, дрожать, трястись, гореть от гнева и пр. перестало хоть влиять на мой эмоциональный фон.

Еще на випассане меня заинтересовал феномен сна. Я прочувствовала, что ощущения мы продолжаем испытывать всегда, в каждой точке своего тела, в любой момент времени, даже когда спим. И через пару недель после курса обстоятельства сложились так, что один человек порекомендовал мне прочитать книгу «Тибетская йога сна и сновидений». Это логическое продолжение курса випассаны, так как эта книга описывает по сути випассану во сне. Так вот, в этой книге одна из рекомендации по подготовке ко сну – это со спокойным и тихим умом вспомнить события дня. Это гениально. Гоенка ведь говорил, что мы создаем санкхары каждый день. А под конец месяца дай Бог вспомним только одну-две. А в конце жизни, когда придет смерть – тоже одну-две, но самые мощные переживания жизни. И заберем эти мощные переживания в следующее рождение! Так вот можно и нужно использовать технику вспоминания каждый день перед сном, чтобы очистить семена санкхар, которые были посеяны за день. Эффект потрясающий. Проделав это, я стала видеть совершенно иные сны – не сансарные (связанные с переживаниями дня). Например, в одном из снов я была мужчиной, жила в Англии и выступала на сцене

Седьмой день

В конце седьмого дня Гоенка объявляет, что осталось всего 2 дня, но они чрезвычайно важные, так как студенты уже в достаточной степени овладели техникой и могут совершить основную работу. Он предлагает заниматься не только во время медитаций в зале и в комнате, но и все время, когда ходим, едим, отдыхаем и даже спим. Мне это показалось чем-то странным и мой мозг не воспринял поначалу это серьезно, но я как доктор взглянула на поведение своего пациента и сказала ему, что сегодня вечером можно и не заниматься, а вот завтра попробуем.

День восьмой

Занятия вне медитаций – это очередное открытие для меня. Понятно, почему ум так сопротивлялся этому. Пришлось прибегнуть к настройке «цель упражнения – сделать упражнение». Ведь занятия вне медитаций – это ОСОЗНАННОСТЬ. Вот уж чего боялся мой ум – теперь ему придется жить осознанно Если заниматься во время ходьбы – то это осознанная ходьба. Заниматься во время еды – осознанный прием пищи. Заниматься во время отдыха – осознанный отдых, когда тело отдыхает и ум отдыхает, но человек не засыпает. Мне абсолютно понятно на уровне ощущений то, что говорит Гоенка про Будду – что Будда спал всего 2-4 часа в день. Это так вдохновляет. Ведь вместо того, чтобы тратить 8 часов своей жизни в день на сон, можно проводить его с бОльшей пользой. Здесь, на випассане, мы спим по 6 часов и при этом я чувствую, что можно спать еще меньше. Это очередная матрица моего сознания, которая так сильно привязалась к мысли, что мне надо спать не менее 8 часов в день!!!!

Очень много открытий произошло благодаря этому. Я начинаю осознавать движение ног, ощущение на всей поверхности ног, прикосновение одежды. Затем я начинаю ощущать движения мышц, их сокращение и расслабление. Затем постепенно я ощущаю все тело от макушки до пяток, время от времени «выхватывая» отдельные участки. Например, как воздух обдувает ладони при движении (они же двигаются при ходьбе), как солнце касается открытых участков тела и т.д. Это потрясающе. Я понимаю, что вовсе не надо ходить как робот (смотря на окружающих, выглядит осознанная ходьбы на первых порах именно так). Осознанная ходьба может быть и быстрой и медленной – любой.

Девятый день

Финал –  апофеоз. Гоенка говорит о том, что сейчас санкхары начинают выходить с большой скоростью и что сейчас есть возможность позволить как можно большему количеству санкхар выйти на поверхность. Моя решимость настолько твердая, что я принимаю решение все медитации сидеть в зале неподвижно. Во время самой большой двухчасовой медитации было очень тяжело. После полутора часов неподвижного сидения боль в тазовых костях и в спине (проекция сердца) была просто невыносимой. Именно тогда я почувствовала, что означает «опора на себя». Мое тело как бы повисло на позвоночном столбе, вернее, на какой-то энергии позвоночного столба. Это ощущение непередаваемо – это такой мощный стержень внутри! После медитации боли в тазу исчезли, на последующих медитациях не было ни разу таких ощущений. Спина болела, но как будто через нее стала проходить энергия и было ощущение облегчения.

После тяжелых медитаций было иногда ощущение подавленности. Потом я осознала, что это связано с тем, что все-таки есть отвращение в моменты сильной боли. Я поняла, что ключевое слово для решения этой проблемы – сохранения абсолютной уравновешенности ума, как говорит Гоенка «perfect equanimity». В моем сознании крутились эти слова Гоенки и они помогали мне обретать очень прочную невозмутимость сознания. Потом я поняла, в чем смысл прослушивания записи с голосом Гоенки, когда он говорит о практике и почему перед медитациями нам включают казалось бы одни и те же наставления. С его голосом он передает нам свои состояния правильных настроек ума и тела. Настройка на его голос, когда он говорит «perfect equanimity» мне очень помогла.

Потом я осознала, что настроив ощущения на голос другого человека, можно почувствовать, что он ощущает в данный момент. Так, на 10 день, когда раздали телефоны и я звонила родным и близким, у каждого внутри был свой «энергетический рисунок» эмоций.

Десятый день

Ну и самая важная часть практики – это МЕТА. На 10-й день, перед тем, как нам разрешили нарушить благородную тишину, мы делали медитацию МЕТА. Ее надо делать в конце каждой медитации. И я до этого чувствовала, что что-то в этой практике не так. Какой смысл просто избавляться от всех влечений и отвращений. Чтобы стать как овощ? Ничего не чувствовать и быть образцом спокойствия и уравновешенности? Я узнала, что не хватает этой практике на 9-й день. Сама! Во время двухчасовой неподвижной медитации, когда я решила дойти до предела, где-то после часа и 45-50 минут боль стала очень тяжелой. Видимо, скорость выхода санкахр стала огромной. И рассматривание самой боли со стороны, «разжимание» себя, переключение внимание на другие ощущения не помогало. Не помогали и настройки на “perfect equanimity”. Тут я вспомнила про гениальную фразу Михаила Александровича Миллера: «Любовь – это универсальная энергетическая валюта вселенной». Я стала посылать своим ощущениям боли любовь и уважение. И о чудо, это работает. Боль не уходит, но она начинает восприниматься по-другому.

И вот нам объясняют МЕТУ. После того, как ум спокоен, все тело отсканировано нужно немного отдохнуть, потом опять сесть в позу для медитации и переключиться на поток ощущений в теле. И посылать этому потоку любовь: «Пусть я обрету покой и гармонию, пусть мой ум и тело очистятся от загрязнений, пусть я буду счастлива». Потом надо посылать миру через свой поток вибраций любовь, сострадание, благодарность, уважение: «Пусть все существа разделят со мной покой и гармонию, пусть все существа на земле разделят мою дхамму, пусть все существа будут счастливы». Вот это самое главное! Ощущение после меты – поток блаженства, необусловленной любви, счастья! Я получаю ответ на свой вопрос о необусловленной любви. Любовь, сострадание, уважение – все они имеют положительную вибрацию, наверное, это и есть божественная вибрация. И теперь я понимаю, почему Михаил Александрович работает именно с любовью. Есть неприятные эмоции, ощущения, блоки, комплексы в теле или уме – «пошлите им любовь и уважение!» Вот как это работает. И то же самое про взаимоотношения с другими людьми – «представляем отношение с мамой/папой/братом/сестрой/мужем/другом/подругой/ребенком/начальником в виде большого шара перед собой и посылаем туда, этому шару свою любовь, уважение, сострадание, энергию». Так мы настраиваем наши отношения с другими людьми на позитивные вибрации, избавляем их от негатива. И то же самое можно проделывать по отношению к себе: я начинаю рассматривать свое отношение, восприятие себя, своего тела, своих качеств и посылаю этим эмоциям любовь и уважение, или рассматриваю и растворяю их. Это большая работа, там много всего, но это работает.

И еще одно грандиозное открытие випассаны. Обычное состояние ума человека – это мысли. Это мысли либо о прошлом, либо мысли о будущем. По совету Адушкина я перед випассаной прочитала книгу К. Уилбера «Никаких границ». Уилбер пишет о том, что надо жить настоящим. Это я слышала давно и в книгах читала. Но как это – было абсолютно не понятно. И вот на 5-й день я поняла, что когда переключаешься на ощущения, есть только настоящий момент. Нет прошлого (вернее, мыслей о прошлом) и нет будущего (мыслей о будущем)!!!! ВОТ ОНО!!! Разве это не просветление, разве это не открытие?! Випассана позволила мне свой огромный багаж моих знаний, накопленный на практиках, тренингах, из книг, перевести на совершенно иной качественный уровень. Уровень принятия и осознания на уровне ощущений, то есть собственного опыта, а не на уровне ума! Это бесценно!

После курса

По приезду домой началась довольно большая и долгая работа по проработке наиболее часто встречающихся жизненных ситуаций. Те ситуации, которые происходили в моей жизни с завидным постоянством и доставляли мне определенную степень дискомфорта, подлежали обязательному рассмотрению. И этот процесс продолжается до сих пор.

Итак, випассана – это прекрасная техника познания себя и окружающего мира. Привнесенная в обычную жизнь, она творит чудеса, позволяет жить осознанно, принимать решения не под воздействием эмоций и страстей, а на основе трезвой оценки ситуации. Все, что мы делаем осознанно, имеет гораздо большую ценность, смысл и несет гармонию нам и окружающему нас пространству. Благодаря випассане я теперь точно знаю, что мне нужно и как этого можно достичь. Да, випассана – это основа всему, но ее не достаточно. Так как наши тело и ум взаимосвязаны, то тренируя ум, надо обязательно тренировать и тело. Цигун, йога, тайцзи, танцы и пр. – все это нужно нашему телу для того, чтобы давать энергии свободно и плавно протекать в теле. А влияние нашего окружения на наше состояние, мысли, ощущения очень сильно, поэтому гармонизация пространства и осознанное отношение к пространству вокруг себя – это необходимая составляющая гармоничной жизни.

Пусть все существа разделят мою дхамму!
Пусть все существа будут счастливы!
С любовью…

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Что еще посмотреть по этой теме:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 Responses are currently closed, but you can trackback.

Facebook TwitterВКонтактеВКонтактеВКонтактеВКонтакте
RBKmoney